Гарантии пассажиров общественного транспорта дальнего следования


Права пассажиров авиатранспорта

Все пассажиры воздушных судов наделяются по российскому законодательству определенными правами и обязанностями. Права граждан во время перелета на самолете распространяются как на регулярные, так и на чартерные рейсы.

Правила перевозки багажа и ручной клади

При перевозке багажа воздушным рейсом необходимо соблюдать ряд правил. Любой багаж необходимо зарегистрировать. В результате прохождения данной процедуры пассажир получает бирку с номером на каждое зарегистрированное место багажа. С помощью этой бирки производится идентификация перевозимых вещей.

Перемещение подобных грузов осуществляется в багажно-грузовых отсеках самолетов. Также пассажир имеет право провозить в салонах воздушных судов незарегистрированный багаж в виде ручной клади.

Каждый пассажир имеет право на бесплатный провоз своего багажа, но он должен отвечать всем нормам по массе, количеству вещей или их размеру. Нормы бесплатной провозки багажа устанавливаются в зависимости от класса бронирования, маршрута, а также типа воздушного судна. Все данные о нормах будут указаны в авиабилете. При провозе багажа сверх установленной нормы его нужно будет оплачивать дополнительно.

Если пассажир после регистрации не пришел на посадку в самолет, его багаж и ручная кладь будут сняты с борта воздушного судна. Багаж без сопровождения не будет перевозиться на самолете.

В бумажном билете перевозчик делает запись о зарегистрированном багаже, его количестве и массе. Этот документ служит своеобразной багажной квитанцией. Масса всего багажа должна составлять не более 50 кг.

Принятый к перевозке багаж должен быть доставлен в целости и сохранности, за что полностью отвечает перевозчик. Пассажиру после регистрации багажа запрещается к нему подходить или пользоваться.

Ручная кладь относится к категории незарегистрированного багажа и может перевозиться в салоне воздушного судна. Все вещи не должны содержать запрещенных к перевозке на воздушном транспорте опасных предметов и веществ. Это необходимо для обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажей, а также самой техники. К данной категории относятся, в частности, токсичные, ядовитые, едкие, отравляющие вещества, радиоактивные материалы, оружие и другие опасные предметы. С их перечнем перевозчик обязан познакомить пассажира еще до начала поездки. 

Обычно в салоне воздушного судна провозят хрупкие вещи или вещи, которые требуют соблюдения мер предосторожности. Это могут быть электронные приборы, радиоаппаратура, музыкальные инструменты и другие предметы.

Перевозить ручную кладь в самолете можно в закрывающемся багажном отсеке, который находится над пассажирским креслом. Также можно разместить все личные вещи под сидением кресла пассажира. При высадке с борта самолета пассажир должен унести с собой все, что ему принадлежит. Ответственности за такой багаж перевозчик не несет.

При перевозке негабаритного багажа пассажир обязан проинформировать перевозчика об этом уже во время бронирования места на самолете. Багаж будет принят к перевозке, если его размеры позволяют произвести погрузку, размещение и выгрузку из самолета. Такой багаж должен быть оснащен ручками для переноски и приспособлениями, с помощью которых можно будет закрепить его на борту самолета. У каждого перевозчика есть право не принимать негабаритный багаж.

При перевозке багажа в салоне воздушного судна пассажиру необходимо оформить на него отдельный билет. Его стоимость составляет 100% от тарифа для перевозки пассажира. При этом установлены нормы веса багажа при его перевозке в салоне, которые составляют не больше 80 кг. При этом габариты багажа должны соответствовать размерам отдельного пассажирского кресла. Также все вещи должны иметь приспособления, чтобы их можно было надежно зафиксировать в нем.

У каждого перевозчика имеется право вводить новые ограничения на перевозку опасных с точки зрения безопасности пассажиров предметов и вещей. При этом вся ответственность возлагается на пассажира.

Случаи переноса времени вылета

При переносе времени вылета самолета пассажирам данного рейса предоставляются бесплатно прохладительные напитки и бесплатное питание согласно времени ожидания посадки. Кроме этого, у каждого пассажира имеется право сделать бесплатно 2 звонка по телефону, отправить 2 электронных письма или факса. При задержке рейса на срок более 5 часов пассажиры могут потребовать возмещение стоимости билета или, вообще, отказаться от полета. Если рейс запланирован на другой день, пассажиры имеют право на предоставление транспорта, чтобы доехать бесплатно до гостиницы. Также в обязанности авиаперевозчика включается предложение бесплатного места для ночлега.

Досмотр и паспортный контроль

На международных рейсах обязательным этапом посадки на самолет является паспортный контроль, который пассажиры должны пройти в специальных пунктах пропуска. Они должны предъявить документы, которые позволяют пересекать границу страны.

Предполетный досмотр выполняется после регистрации, паспортного санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля на всех внутренних рейсах. Также он проводится после осуществления пограничного, таможенного, иммиграционного и таможенного контроля пассажиров на международных рейсах.

При наличии у пассажиров вещей, которые запрещены перечнем авиаперевозчика, они будут не допущены к полету. Досмотр пассажиров, багажа, ручной клади проводится в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом Минтранса России. В досмотре участвуют сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, которые обладают специальной подготовкой и имеют сертификаты. В помощь им для досмотра выделяются обученные служебные собаки.

Досмотры пассажиров и багажа в аэропортах осуществляются в специальных помещениях. Они проводятся с помощью стационарных, металлоискателей, рентгенографических сканеров, систем интровидения и других средств. Вещи при пассажире проверяются в его присутствии. Багаж могут досматривать в присутствии пассажира или без него.