Порядок и размер возмещения по вкладам физических лиц


Держатель вклада получает право на возмещение финансовых средств в установленном размере со дня наступления страхового случая. Гражданин может обратиться в Агентство по страхованию вкладов в следующих ситуациях. 

Аннулирование или отзыв лицензии у банка, предоставляющего ранее услуги. Причина отзыва – невозможность продолжать работу из-за недостатка финансовых средств, необходимых для покрытия обязательств.

Вынесение Банком России запрета на удовлетворение требований кредиторов банка.

Каждый владелец счета в банке, который попадает под действие закона о страховом возмещении, может обратиться в Агентство с заявлением о возврате средств в размере 100% от текущего состояния счета, замороженного для снятия в банке. Наряду с этим установлен максимальный лимит на возмещение, который составляет 1 400 000 рублей. Эта сумма распространяется на все вклады, включая открытые физическими лицами.

Если клиент держал на счету сумму, превышающую 1 400 000 рублей, он имеет право на возмещение в рамках предложенного страхового лимита, тогда как оставшаяся сумма выплачивается в рамках процедуры банкротства.

В случаях, предусматривающих наличие нескольких вкладов или счетов в одном банке, который подлежит ликвидации или отзыву лицензии, сумма 1 400 000 рублей будет считаться общей. Количество вкладов в зависимости от размеров каждого делится пропорционально для определения суммы возмещения по каждому из них. Общая сумма покрытия не превышает 1 400 000 рублей в пользу одного лица – клиента банка.

Исключение касается держателей договоров эскроу, открытых для осуществления сделок с недвижимым имуществом. Максимальная сумма покрытия по эскроу составляет 10 млн. рублей. Расчеты по другим счетам от того же лица (клиента банка) производятся отдельно в рамках стандартного лимита 1 400 000 рублей.

На вклады, размещенные в банке в иностранной валюте, распространяются аналогичные правила. Сумма в рублях остается неизменной. Для определения размера вклада в национальной валюте и соответственно установления суммы по его возмещению используют курс, действующий в день возникновения страхового случая Банком России.

Выплаты в рамках программы страхования осуществляются в национальной валюте – это правило распространяется на все вклады. Если владелец вклада или средств на счету в банке одновременно является заемщиком или держателем любого вида договора кредитования в этом же банке, сумма на счетах покрывает задолженность. Остаток суммы подлежит выплате в рамках программы страхования. Кроме вкладчика или держателя счета, возмещение могут получить его законный представитель или наследник.

Вкладчик или другое лицо, которое имеет право на обращение в Агентство, может обратиться с заявлением в Агентство в день признания банка банкротом, отзыва лицензии. Возможность обращения сохраняется до дня завершения процедуры банкротства. Если Банк России ввел мораторий на расчеты по кредиторской задолженности, последней датой обращения будет считаться день окончания действия моратория.

Федеральный закон регламентирует перечень обстоятельств, которые могут стать основанием для продления периода обращения. Для этого подается заявление, рассматриваемое Агентством.

Чтобы получить страховую выплату по вкладу наследнику умершего лица, необходимо дождаться наступления момента вступления в наследство. Это подтверждается соответствующим свидетельством. На основании такового гражданин может обратиться с заявлением в Агентство.

Перечень документов, которые необходимо предоставить при подаче заявления:
  • заявление в соответствии с установленным образцом;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на наследство (свидетельство о наследстве);
  • документы, подтверждающие право на использование вклада (для соответствующих случаев).
Реквизиты по договорам вкладов предоставляет Агентство. Информация по вкладам хранится в реестре. Если в Агентство обращается не держатель (владелец) вклада, а его законный представитель, необходимо предъявить документ, подтверждающий наличие права получения средств в качестве возмещения. Для этого требуется предварительное нотариальное заверение.

Подача документов осуществляется одним из следующих доступных способов:
  • по почте;
  • при личном вручении ответственному лицу;
  • через экспедицию.
Выплаты по заявлениям вкладчиков и держателей счетов производятся в течение трех рабочих дней со дня подачи пакета документов. При определении сумм, назначаемых для выдачи лицам, в пользу которых будут осуществляться выплаты, учитываются данные реестра, получаемые Агентством на основании выписок банка.

Когда держатель счета обращается в Агентство, ему выдается заключение, в котором указывается сумма возмещения по его договорам. Заключение выписывается сразу после подачи пакета документов.

Порядок приема заявлений, адрес, форма могут отличаться. Действующие актуальные данные должны указываться Агентством в «Вестнике Банка России». Также информация для удобства клиентов банка, у которого была отозвана лицензия, направляется банку и его подразделениям. Держатели денежных средств на счетах могут получить информацию о подаче заявления в банке.

После того, как в Агентство будет направлена информация, содержащаяся в реестре банка, вкладчики и держатели счетов получают уведомление с актуальной информацией о состоянии их счетов, суммах, на которые может быть получено возмещение. Получить назначенную сумму физическому лицу можно двумя путями – посредством перечисления на счет в другом банке или наличными в кассе.

Агентство по страхованию вкладов осуществляет выплаты на банковские счета агентов, с которыми заключены соответствующие договора о праве на данный вид деятельности. Банки-агенты действуют от имени Агентства страхования вкладов. Они определяются на конкурсной основе. Заявитель, который получает компенсацию в одном из таких учреждений, не оплачивает его услуги.

Клиент банка, чья лицензия была отозвана, в рамках гражданского законодательства может истребовать сумму, составляющую разницу между выплаченным Агентством страхового покрытия и первоначальной суммой, хранящейся на счету в банке.

Держатель счета в ликвидируемом банке направляет заявление в Агентство, в котором указывается актуальная информация и подается запрос на определение суммы, доступной для получения в качестве компенсации. Также к заявлению рекомендуется прикрепить договор, заключенный между банком и клиентом. Это потенциально может ускорить процесс получения средств. 

Форму для подачи заявления, действующую на текущий момент, можно получить по запросу в Агентстве или скачать на официальном сайте.